Ключевая ставка ЦБ заставляет автосалоны продавать свои площадки!
Согласно выводам аналитического доклада компании «Билдвайз», девелопера в сфере коммерческой недвижимости, текущая ставка ЦБ заставляет владельцев недвижимости из автобизнеса продавать свои помещения и в долгосрочной перспективе может изменить существующие бизнес-модели.
Эксперты «Билдвайз» подчеркивают, что текущая агрессивная политика ЦБ по ключевой ставке, - это, безусловно, препятствие для развития рынка коммерческой недвижимости. По их данным, при такой ставке невозможно не только рассчитывать на адекватный спрос на коммерческую недвижимость, но и на инвестиции со стороны застройщиков.
«Рассматривая ситуацию на рынке с коммерческой недвижимостью для отдельных видов деятельности, например, автомобильных салонов и автоцентров (не только выставочные залы, но и сервисные площади, склады и логистические хранения), то ситуация выглядит следующим образом: арендодатели перестают сдавать свои площади и ищут покупателей на постоянной основе (то есть фактически избавляются от своих бизнесов). Хорошо это или плохо – это другой вопрос», - пояснил Владимир Копаев, глава девелоперской компании «Билдвайз».
Согласно данным доклада, строительство, равно как и ремонты коммерческий помещений, в среднем на 70-80% осуществляется за счет заемных средств. Это касается как небольших застройщиков, так и крупных девелоперов.
«При текущем уровне ключевой ставки страшно представить, какой должен быть арендный платеж, чтобы данные предприятия были рентабельны. Одновременно с этим сложно составить портрет компаний, которые теоретически могли становиться теми же самими арендаторами этих помещений, поскольку небольшие молодые бизнесы не будут иметь свободного потока средств из-за высокой кредитной политики. Поэтому, в целом, прогноз выглядит достаточно печальным, и рынок пойдет на сокращение», - подчеркивает Владимир Копаев.
Эксперты также замечают наличие скрытого спроса со стороны игроков, которые в меньшей степени зависят от заемных средств и ставок по кредитам – это, в первую очередь, бюджетные учреждения или специфические государственные корпорации. Тем не менее, как заключают в «Билдвайз», сложно считать скрытый спрос от малого бизнеса достаточным для его стратификации на рынке недвижимости. Эта доля незначительна и может перекрыть собой лишь 1-3%, и маловероятно, что она превысит этот уровень.